Проекты и процессы

201

Отрасль ожидает принятия новой программы Господдержки АПК

По оценкам специалистов РАНХиГС, ежегодно сельское население России уменьшается на 100-150 тысяч человек. Средняя продолжительность жизни сельского населения составляет 70,5 лет, в то время как городской житель живет на два года больше (данные Росстата за 2016 г.). Средняя зарплата на селе по итогам 2017 г. оценивалась Минтрудом РФ в 21,4 тыс. рублей, в городе — 39,3 тыс. рублей. Для устранения данного дисбаланса еще в 2013 г. правительство утвердило Федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.«, содержащую перечень инструментов по улучшению жизни на селе.

Более конкретно цели были сформулированы в 2015 году в Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 г. По мнению разработчиков документа, реализация мероприятий Стратегии позволит сократить отток населения из сельской местности до 74 человек в год (в 2013 году деревню покинули 176,8 тыс. человек), увеличить ожидаемую продолжительность жизни сельского населения до 75,6 лет (в 2013 году этот показатель составлял 69,2 лет), увеличить зарплаты в сельском хозяйстве до 80% от средней по стране (2014 году — 51,4%) и обеспечить дорогами с твердым покрытием до 80% сел.

Реализация ФЦП развития сельских территорий была досрочно прекращена 1 января 2018 г. — ее мероприятия плавно перетекли в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. За три года — с 2018 по 2020 г., общий объем финансирования части подпрограммы «Развитие сельских территорий« предусмотрен на уровне 2,3 млрд руб. (1,9 млрд рублей — за счет средств федерального бюджета; 400 млн рублей — за счет региональных бюджетов). Подпрограммой предусматривается строительство в сельской местности школ, ФАПов, спортивных и культурно-досуговых учреждений, развитие газификации и водоснабжения, строительство автомобильных дорог и жилья для специалистов и даже грантовую поддержку различных инициатив, исходящих от граждан, проживающих в сельской местности.

Новый документ — Госпрограмма развития сельского хозяйства до 2025 г. состоит из двух основных блоков — проектного и процессного. Первый включает в себя экспорт продукции АПК, создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации, развитие импортозамещающих производств, стимулирование инвестдеятельности, техническую модернизацию АПК и развитие мелиоративного комплекса. К процессной части программы отнесены все ведомственные целевые программы, в том числе программа устойчивого развития сельских территорий. Кроме объемов финансирования, которые еще окончательно не утверждены, программа развития села практически ничем не отличается от действующей ныне.

ПРОГРАММЫ МАЛО?

Проекты и процессыОчевидно, что все эти меры носят рамочный характер. Инициатива вице-премьера РФ Алексея Гордеева включить в список нацпроектов, сформированных по итогам майского указана президента РФ, проект по развитию сельских территорий поддержку в правительстве РФ не нашла. Между тем некоторые эксперты полагают, что для решения проблем, характерных для сельской местности, необходим комплексный подход, который в Госпрограмме поддержки АПК не отражен.

Проекты и процессы— Программы по развитию сельской местности, которые в настоящее время имеются, работают недостаточно эффективно, — говорит председатель всероссийского общественного движения «Федеральный сельсовет«Василий Мельниченко. — Чтобы село развивалось поступательно и комплексно, необходимо развивать не только сельское хозяйство как таковое, но и сельскую промышленность, переработку, локальную экономику. Качественное изменение уровня жизни на селе возможно только при централизованной работе многих ведомств, которые сейчас зачастую действуют порознь. В итоге принимаются решения, которые вроде бы должны улучшить жизнь людей на селе, но на самом деле этого не происходит. Например, открывается больница, но не обеспечиваются рабочие места. Люди покидают село, и больница в итоге закрывается за ненадобностью.

Проекты и процессыПрофессор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун в свою очередь полагает, что изменению основных показателей, характеризующих уровень жизни, одних финансовых влияний недостаточно — необходимо усилить роли местного самоуправления в развитии территорий:
— ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДЕЙСТВУЕТ В РОССИИ ДАВНО, НО ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КОТОРЫЕ В НЕЙ ПРЕДУСМОТРЕНЫ, АДРЕСОВАНЫ ТОЛЬКО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИЛИ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ВЛАСТИ.

Местная власть в этом процессе практически не задействована — ни одного мероприятия, нацеленного на муниципалитет, в программе не было и нет. Между тем кому, как не представителям местной власти, лучше знать, в чем нуждается село и как надо развивать сельскую экономику, чтобы люди не стремились покидать деревню, — говорит Узун.

На необходимость при разработке стратегических планов, касающихся развития села и агропромышленного комплекса, учитывать специфику и потенциал развития регионов не раз указывал и сам Алексей Гордеев, еще будучи министром сельского хозяйства РФ (Алексей Гордеев возглавлял аграрное ведомство в 1999-2009 гг.; под его руководством реализовывался нацпроект «Развитие АПК», запущенный в 2005 г.). Нынешним летом на заседании Совета Федерации РФ вице-премьер заявил сенаторам, что России «предстоит перенастройка сельскохозяйственной политики. Это будет выражаться в том, что … нам надо представить в правительство новый вариант государственной программы развития сельского хозяйства, в которую «погрузится« национальный проект по развитию экспорта и все те целевые показатели, которые сегодня выработаны или будут выработаны, они сегодня понятны«.