Проекты и процессы

27

Отрасль ожидает принятия новой программы Господдержки АПК

По оценкам специалистов РАНХиГС, ежегодно сельское население России уменьшается на 100-150 тысяч человек. Средняя продолжительность жизни сельского населения составляет 70,5 лет, в то время как городской житель живет на два года больше (данные Росстата за 2016 г.). Средняя зарплата на селе по итогам 2017 г. оценивалась Минтрудом РФ в 21,4 тыс. рублей, в городе — 39,3 тыс. рублей. Для устранения данного дисбаланса еще в 2013 г. правительство утвердило Федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.«, содержащую перечень инструментов по улучшению жизни на селе.

Более конкретно цели были сформулированы в 2015 году в Стратегии устойчивого развития сельских территорий до 2030 г. По мнению разработчиков документа, реализация мероприятий Стратегии позволит сократить отток населения из сельской местности до 74 человек в год (в 2013 году деревню покинули 176,8 тыс. человек), увеличить ожидаемую продолжительность жизни сельского населения до 75,6 лет (в 2013 году этот показатель составлял 69,2 лет), увеличить зарплаты в сельском хозяйстве до 80% от средней по стране (2014 году — 51,4%) и обеспечить дорогами с твердым покрытием до 80% сел.

Реализация ФЦП развития сельских территорий была досрочно прекращена 1 января 2018 г. — ее мероприятия плавно перетекли в Государственную программу развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. За три года — с 2018 по 2020 г., общий объем финансирования части подпрограммы «Развитие сельских территорий« предусмотрен на уровне 2,3 млрд руб. (1,9 млрд рублей — за счет средств федерального бюджета; 400 млн рублей — за счет региональных бюджетов). Подпрограммой предусматривается строительство в сельской местности школ, ФАПов, спортивных и культурно-досуговых учреждений, развитие газификации и водоснабжения, строительство автомобильных дорог и жилья для специалистов и даже грантовую поддержку различных инициатив, исходящих от граждан, проживающих в сельской местности.

Новый документ — Госпрограмма развития сельского хозяйства до 2025 г. состоит из двух основных блоков — проектного и процессного. Первый включает в себя экспорт продукции АПК, создание системы поддержки фермеров и сельскохозяйственной кооперации, развитие импортозамещающих производств, стимулирование инвестдеятельности, техническую модернизацию АПК и развитие мелиоративного комплекса. К процессной части программы отнесены все ведомственные целевые программы, в том числе программа устойчивого развития сельских территорий. Кроме объемов финансирования, которые еще окончательно не утверждены, программа развития села практически ничем не отличается от действующей ныне.

ПРОГРАММЫ МАЛО?

Очевидно, что все эти меры носят рамочный характер. Инициатива вице-премьера РФ Алексея Гордеева включить в список нацпроектов, сформированных по итогам майского указана президента РФ, проект по развитию сельских территорий поддержку в правительстве РФ не нашла. Между тем некоторые эксперты полагают, что для решения проблем, характерных для сельской местности, необходим комплексный подход, который в Госпрограмме поддержки АПК не отражен.

— Программы по развитию сельской местности, которые в настоящее время имеются, работают недостаточно эффективно, — говорит председатель всероссийского общественного движения «Федеральный сельсовет«Василий Мельниченко. — Чтобы село развивалось поступательно и комплексно, необходимо развивать не только сельское хозяйство как таковое, но и сельскую промышленность, переработку, локальную экономику. Качественное изменение уровня жизни на селе возможно только при централизованной работе многих ведомств, которые сейчас зачастую действуют порознь. В итоге принимаются решения, которые вроде бы должны улучшить жизнь людей на селе, но на самом деле этого не происходит. Например, открывается больница, но не обеспечиваются рабочие места. Люди покидают село, и больница в итоге закрывается за ненадобностью.

Профессор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун в свою очередь полагает, что изменению основных показателей, характеризующих уровень жизни, одних финансовых влияний недостаточно — необходимо усилить роли местного самоуправления в развитии территорий:
— ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ДЕЙСТВУЕТ В РОССИИ ДАВНО, НО ВСЕ МЕРОПРИЯТИЯ, КОТОРЫЕ В НЕЙ ПРЕДУСМОТРЕНЫ, АДРЕСОВАНЫ ТОЛЬКО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИЛИ РЕГИОНАЛЬНЫМ ОРГАНАМ ВЛАСТИ.

Местная власть в этом процессе практически не задействована — ни одного мероприятия, нацеленного на муниципалитет, в программе не было и нет. Между тем кому, как не представителям местной власти, лучше знать, в чем нуждается село и как надо развивать сельскую экономику, чтобы люди не стремились покидать деревню, — говорит Узун.

На необходимость при разработке стратегических планов, касающихся развития села и агропромышленного комплекса, учитывать специфику и потенциал развития регионов не раз указывал и сам Алексей Гордеев, еще будучи министром сельского хозяйства РФ (Алексей Гордеев возглавлял аграрное ведомство в 1999-2009 гг.; под его руководством реализовывался нацпроект «Развитие АПК», запущенный в 2005 г.). Нынешним летом на заседании Совета Федерации РФ вице-премьер заявил сенаторам, что России «предстоит перенастройка сельскохозяйственной политики. Это будет выражаться в том, что … нам надо представить в правительство новый вариант государственной программы развития сельского хозяйства, в которую «погрузится« национальный проект по развитию экспорта и все те целевые показатели, которые сегодня выработаны или будут выработаны, они сегодня понятны«.