Сельхозтехнике — метан

19

Метан позволит экономить

Метан в качестве топлива для автомобилей используют уже более чем в 80 странах мира. Это одно из перспективных направлений, которое может изменить топливно-энергетический баланс мира в ближайшее десятилетие. Мировой парк автомобилей, работающих на компримированном природном газе (КПГ) и сжиженном природном газе (СПГ), ежегодно увеличивается на 25-30%. По прогнозу Международного газового союза, парк автотранспорта, использующего в качестве топлива газ, может составить к 2020 году 50 млн единиц, а к 2030 году — более 100 млн единиц. Кроме того, во многих странах мира ужесточились требования к качеству топлива с точки зрения экологической безопасности. Мировой опыт свидетельствует о том, что перевод транспорта на природный газ является приоритетным направлением развития для любой страны.

КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ (КПГ) — СЖАТЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ (МЕТАН), ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В КАЧЕСТВЕ МОТОРНОГО ТОПЛИВА. ОН ПОЛНОСТЬЮ ЗАМЕНЯЕТ БЕНЗИН, ДИЗТОПЛИВО И ПРОПАН. КПГ В РАЗЫ ДЕШЕВЛЕ, А ВЫЗЫВАЕМЫЙ ПРОДУКТАМИ ЕГО СГОРАНИЯ ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕКТ МЕНЬШЕ, ПОЭТОМУ ОН БЕЗОПАСНЕЕ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. КОМПРИМИРОВАННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ ПРОИЗВОДЯТ ПУТЕМ СЖАТИЯ (КОМПРИМИРОВАНИЯ) ГАЗА В КОМПРЕССОРНЫХ УСТАНОВКАХ. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВКА КПГ ПРОИСХОДИТ В СПЕЦИАЛЬНЫХ НАКОПИТЕЛЯХ ГАЗА ПОД ДАВЛЕНИЕМ 200-220 БАР. ТАКЖЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДОБАВЛЕНИЕ К КОМПРИМИРОВАННОМУ ПРИРОДНОМУ ГАЗУ БИОГАЗА, ЧТО ПОЗВОЛЯЕТ СНИЗИТЬ ВЫБРОСЫ УГЛЕРОДА В АТМОСФЕРУ.

Татарстан традиционно занимает лидирующие позиции по развитию газотопливной инфраструктуры и потреблению компримированного природного газа. Кроме того, в республике действует разветвленная сеть газопроводов высокого, среднего и низкого давления.

В то же время сеть автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) не позволяет полностью организовать транспортные маршруты по всей территории республики для газомоторной техники на КПГ. Поэтому с целью стимулирования перевода сельхозтехники на газ была утверждена госпрограмма «Строительство автомобильных газонаполнительных компрессорных станций на территории Республики Татарстан». Срок ее реализации — с 2019 по 2021 год.

По мнению заместителя премьер-министра, министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан Марата Ахметова, перевод сельскохозяйственной техники на газомоторное топливо позволит снизить затраты аграриев на топливо.

По словам министра, расширение парка газомоторной техники необходимо в целях эффективной эксплуатации сельхозмашин. Не секрет, что расходы на ГСМ в селах республики являются самой крупной статьей затрат — более 10 млрд рублей в год. Поэтому внедрение метана в качестве топлива в сельскохозяйственном производстве — задача более чем актуальная.

Марат Ахметов отметил, государственные субсидии на такой транспорт или переоборудование техники и использование природного газа желательно пересмотреть и сделать их более понятными и привлекательными для аграриев.

Что касается эффективности использования газа в качестве топлива для сельхозтехники, то это доказано на примерах. Так, в Менделеевском районе при эксплуатации зерноуборочных комбайнов «Полесье КЗС-1218», работающих на метане, затраты на горючее снизились втрое. В тепличном комбинате «Майский» Зеленодольского района только за счет автофургонов, работающих на природном газе, в 2018 году удалось сэкономить 9 млн рублей. Ну а в целом, экономический эффект такого перехода будет значительный: всему агропромкомплексу Татарстана требуется в год 160 тысяч тонн дизельного топлива и 18 тысяч тонн бензина. Использование газа позволит снизить затраты в 2-3 раза.

НАПОМНИМ, ЧТО В 2013 ГОДУ В РТ БЫЛА ПРИНЯТА ПРОГРАММА «РАЗВИТИЕ РЫНКА ГАЗОМОТОРНОГО ТОПЛИВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2013 — 2023 ГОДЫ». СЕЙЧАС В РЕСПУБЛИКЕ РАБОТАЕТ ВСЕГО 19 МЕТАНОВЫХ СТАНЦИЙ АГНКС. ТАКЖЕ В ТАТАРСТАНЕ РАБОТАЮТ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО ПЕРЕВОДУ ТЕХНИКИ НА ГАЗ И ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ НОВОЙ. ЭТО ПРОГРАММЫ «ГОД БЕЗ ЗАБОТ», «В ПЕРВЫЙ РАЗ — ПЕРВЫЙ ГАЗ», «ВСЕ НА ГАЗ» И ДРУГИЕ.

Существуют в Татарстане и передвижные газозаправочные станции, например для тракторов, работающих в поле. Расширение сети таких мобильных станций позволит, с одной стороны, обеспечить всех нуждающихся в газе аграриев, а с другой — значительно сэкономить на строительстве стационарных АГНКС. Передвижные автомобильные газовые заправщики типа ПАГЗ фактически приближают газовые заправки к потребителям.

ПАГЗ — это как старый добрый бензовоз, но с функцией газовой заправочной станции: полуприцеп с панелью управления и газораздаточной колонкой. Для хранения газа в нем предусмотрены баллонные модули. Они представляют собой металлические кассеты, на которых установлены и зафиксированы металлокомпозитные баллоны, обвязанные запорной нержавеющей арматурой.

Для удобства пользования и увеличения скорости заправки в машине применен дожимной мобильный компрессор. Он предназначен для увеличения коэффициента опорожнения ПАГЗ с 0,65 до 0,95, а также поддержки максимального уровня давления во время заправки автотранспорта.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПАГЗ ПЕРЕД СТАЦИОНАРНЫМИ АГНКС ВПОЛНЕ ОЧЕВИДНЫ:

  • Эксплуатация ПАГЗ имеет значительный положительный эффект из-за отсутствия привязки транспортного парка к материнской АГНКС;
  • ПАГЗ требуют значительно меньших затрат при обустройстве заправочных площадок по сравнению с АГНКС;
  • Удобство в транспортировке сжатого природного газа и заправке им автомобилей;
  • Использование ПАГЗ для заправки автотранспорта в отдаленных от материнских АГНКС территориях;
  • Возможность использования ПАГЗ в качестве самостоятельной единицы инфраструктуры транспортного предприятия для организации заправки КПГ на своей территории;
  • Возможность ведения коммерческого использования при заправке смежных, соседних предприятий

По словам первого заместителя министра экономики РТ Рустема Сибгатуллина, к 2021 году сеть газовых заправок (АГНКС) на территории Татарстана увеличится до 70. Это позволит автомобилистам, использующим метан в качестве топлива, без проблем передвигаться по всей республике.

«В программе до 2021 года заложено строительство еще 30 АГНКС, а также введение в строй еще 20–25 мобильных станций. То есть всего уже будет около 50 стационарных станций и 20 передвижных, и это позволит покрыть все потребности татарстанских владельцев авто на метане. Они смогут ездить по республике и заправляться без проблем», — подчеркнул Сибгатуллин в интервью ИА «Татар-Информ».

По его словам, на данный момент в республике работают 20 АГНКС, но в плане на 2019 год довести потребление метана в Татарстане до 50 млн кубометров.

ИНФО БЫТЬ

Государство выделит субсидии физическим и юридическим лицам за перевод машин на газ (метан).
Перевод автомобилей россиян на газомоторное топливо (метан) будет субсидироваться государством. Соответствующее положение содержится в проекте федеральной подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива». Программа рассчитана на 5 лет — с 2019 до 2024 года