Проекты местные, значение — федеральное

350

Регион просит поддержки в реализации дорожного и энергетического строительства

ПЛОТИНЕ НУЖНА РАЗГРУЗКА

Как известно, Стратегия-2030 предполагает развитие трех основных агломераций — Камской, Казанской и Альметьевской, причем Камский кластер определен в качестве основной точки промышленного роста региона. Уже на данном этапе общий объем инвестиций в данную зону превышает $3 млрд — новые проекты развивают такие гиганты татарстанской экономики, как КАМАЗ, Татнефть, Нижнекамскнефтехим, ОЭЗ «Алабуга», ТАИФ-НК и другие предприятия.

Стратегией предусматривается развитие транспортных коридоров между промышленными центрами, сохранение и развитие уже существующей дорожной сети. Самая загруженная транспортная артерия республики — это федеральная трасса М7- «Волга». Та ее часть, что проходит по плотине Нижнекамской ГЭС, в сутки пропускает через себя до 50 тысяч автомобилей, более половины из которых следуют по территории Татарстана транзитом, хотя нормативная нагрузка, предусмотренная проектом дороги, не превышает 20 тысяч автомобилей.

— Сама ГЭС находится не в лучшем состоянии, — говорил на заседании комитета Совета Федерации РФ по экономике министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, — она была построена в 1979 г., и за все эти годы капитального ремонта на объекте не проводилось. Наше предложение к Росавтодору — реконструировать трассу М7 на участке Москва-Владимир-Нижний Новгород до города Уфы с обходом Нижнекамска и Набережных Челнов со строительством мостового перехода через Каму, было поддержано ведомством. Это сократит расстояние до Нижнекамска более чем на 50 км, а главное, даст региону альтернативу проезду через Нижнекамскую ГЭС.

Отметим, в соответствии с распоряжением Правительства РФ №1610 объект включен в схему территориального планирования Российской Федерации. Кроме того, проект предусмотрен Комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г., также утвержденным отдельным распоряжением Кабинета министров РФ.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА

  • Скоростная автодорога 1 категории с 4 полосами движения
  • Протяженность — 89,4 км, в т.ч. мостовой переход через Каму протяженностью 1,95 км.
  • 6 транспортных развязок на разных уровнях
  • 36 искусственных дорожных сооружений
  • 76,7 млрд руб. — общая стоимость строительства объекта

ЧТО ПОЛУЧИТ РЕСПУБЛИКА

  • Эффективное функционирование Камского инновационного территориально-производственного кластера, обеспечив транспортной доступностью нефтехимические и нефтеперерабатывающие предприятия в Нижнекамске и автомобильные производства в Набережных Челнах.
  • Способствование развитию ТОСЭР в Нижнекамске и Набережных Челнах за счет привлечения новых резидентов с ориентировочным объемом инвестиций 50 млрд руб. и капвложений 22 млрд руб.

НЕ ЗАКУПАТЬ, А ПРОИЗВОДИТЬ

Обратная сторона развитой промышленной инфраструктуры Татарстана — острый энергодефицит, который растет параллельно с запуском новых проектов и развитием новых производств. О том, насколько велик этот дефицит, скажет следующая цифра: суммарное энергопотребление почти половины регионов России меньше, чем составляет энергодефицит в Татарстане. В 2017 г. республика потребила 28 млрд кВт/ч, в то время как собственная выработка энергии составила лишь 21,6 млрд кВт/ч. А, как известно, чем больше республика закупает энергии на открытом рынке, тем больше ее потери в сетях.

Наряду с Уруссинской, Заинская ГРЭС — самая устаревшая во всех планах станция Татарстана — она была построена в 60-х гг. Однако, несмотря на свой почтенный возраст и высокую изношенность оборудования, в пиковые периоды работают 10 из 11 турбин станции (мощность каждой — 2,2 тыс. МВт). И выводить из строя энергоблоки ГРЭС нельзя — если это произойдет, энергодефицит в республике возрастет с 8 до 12 млрд кВт/ч.

Выход — строительство парогазовых установок (ПГУ). Данный проект уже подготовлен и полностью соответствует поставленной Президентом РФ задаче повышения эффективности работы тепловой генерации путем вывода из оборота устаревшего оборудования и внедрения новых, энергэффективных, экологичных и ресурсосберегающих технологий в российской энергетике.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТА

  • Установка двух блоков ПГУ общей мощностью 1,6 тыс. МВт КПД — 63%.
  • Сегодня она составляет 36%
  • Срок эксплуатации — 20-25 лет
  • 60 млрд руб. — общий объем инвестиций

ЧТО ПОЛУЧИТ РЕСПУБЛИКА

  • Обеспечение минимальной цены на электроэнергию для конечных потребителей
  • Надежное и эффективное электроснабжение предприятий территориально-производственного кластера Иннокам
  • Снижение потерь электроэнергии при ее транспортировке
  • Стимул к развитию энергетического машиностроения.

МОСТ ВМЕСТО ПАРОМА

В числе крупных дорожных проектов, в которых предусмотрено участие федерального центра — строительство скоростной трассы Москва-Нижний Новгород-Казань, подготовку проекта которого сегодня осуществляет Росавтодор.

По территории Татарстана трасса пройдет в Кайбицком, Апастовском, Верхнеуслонском, Камско-Устьинском, Лаишевском и Пестречинском районах, соединив между собой три федеральные трассы. Подобно реконструкции участка трассы М7, данный проект также включен в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 г.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕКТА

  • Скоростная автодорога 1 категории с 4 полосами движения
  • Общая протяженность автодороги — 729 км, в том числе 133 км на территории Татарстана
  • Расчетная скорость движения — 120 км/ч
    50 млрд руб. — общая стоимость строительства

ЧТО ПОЛУЧИТ РЕСПУБЛИКА

  • Перенаправление транспортных потоков, следующих сейчас через Казань, в обход татарстанской столицы
  • Прямое транспортное сообщение между ОЭЗ «Иннополис» и Камским инновационным кластером
  • Новый мостовой переход через Волгу
  • Закрытие действующих паромных переправ