Шаг навстречу людям

22

Потребительская кооперация в Татарстане входит в новую экономическую эпоху

В Татарстане накоплен положительный опыт взаимодействия потребительской кооперации и органов государственной власти. Потребкооперация должна стать партнером государства в решении как социальных, так и экономических проблем, особенно при реализации приоритетных национальных проектов, осуществляемых сегодня в Республике Татарстан.

Сейчас потребкооперация в РТ — это уже мощная и организованная структура по широте охвата населения в социальной и хозяйственной деятельности. Достичь таких результатов удалось благодаря политике, проводимой органами государственной власти Татарстана. Ежегодно в бюджете республики предусматриваются средства на возмещение части убытков по доставке товаров в отдаленные деревни. Это помогает сохранять торговое и бытовое обслуживание населения и, в принципе, жизнь в этих небольших деревеньках.

Весомая поддержка

«Сегодня нашей организации в Татарстане оказывается серьезная поддержка со стороны правительства, — говорит председатель правления Татпотребсоюза Рашат Шаймарданов. — Благодаря выделенным нашим правительством бюджетным средствам в рамках республиканской целевой программы «Сельский магазин» у нас ведется строительство модульных многофункциональных торговых пунктов райпо. На сегодняшний день в татарстанских сёлах с населением до 100 дворов их появилось более 53. В 2020 году и в следующие годы планируем по 20 сельских магазинов сдавать под ключ. Таким образом мы значительно увеличим их количество. Кстати, благодаря выделенным государством средствам мы увеличиваем и количество мобильных пунктов торговли. В те места, где стационарной торговли нет, доезжают 180 наших автолавок»

По словам руководителя Татпотребсоюза, в работе мобильных торговых точек очень помогает программа возмещения транспортных расходов свыше 11 км. И если раньше довезти до удаленного населенного пункта необходимые людям продукты составляло серьезную проблему, то сегодня благодаря поддержке правительства республики все препятствия стали преодолимы. «Мы получили 65 млн рублей на возмещение транспортных расходов, и это говорит о том, что вопрос по автолавкам, которые в малые населенные пункты по три-четыре буханки свежего хлеба завозят, постепенно решается, — отмечает Шаймарданов. — Есть еще программа 60/40, согласно которой мы возмещаем из бюджета 40% затрат на приобретение технологического оборудования и спецтранспорта. Это тоже очень хорошая помощь. Таким образом, правительство и руководство нашей республики посредством таких программ, которые поддерживают потребительскую кооперацию сегодня, поддерживают и сельчан. Ведь это для них строятся магазины, ездят автолавки, работают заготовители и пункты приема сырья».

В поисках резервов

Но не только за счет бюджета увеличивают свои показатели в Татпотребсоюзе. Есть у них и внутренние резервы, освоение которых — дело ближайшего времени. По словам Рашата Рифкатовича, освоение производственных мощностей большинства предприятий союза составляет 50%. Если без вложения средств, за счет упорядочивания и организации работы этот показатель увеличить до 70% (а такие передовые предприятия уже есть), то в целом объемы производства сразу увеличились бы вдвое. «И тогда объём производимой нами продукции будет не полтора миллиарда, а все три, — говорит Шаймарданов. — Так что это наша ближайшая задача — у себя, за счет внутренних резервов увеличить выпуск продукции. Потому что дальше работать так, как раньше, уже невозможно».

Стоит заметить, что 23% всего хлеба в Республике Татарстан выпекается на предприятиях таткооперации. И этот показатель, несмотря на конкуренцию, возрастает с каждым годом. Если в 2018 году по совокупным показателям выпечка хлеба составляла 984 млн рублей, то в 2019 возросла до 1066 млн. При этом хлеба и хлебобулочных изделий было выпущено в 2018 году 27195 тонн, а в 2019–м уже 27438 тонн. Ну а чтобы преодолеть конкуренцию, необходимо заниматься ценовой политикой, качеством продукции и освоением внутренних резервов предприятий. А еще, как тяжелую артиллерию, подтянуть рекламу.

Президент РФ В.В. Путин:
Национальные проекты имеют определяющее значение для экономики и социальной сферы всей страны, всех регионов. Они нацелены, прежде всего, на повышение качества жизни граждан страны. Людям неинтересны абстрактные обещания, ведомственные планы или графики, разного рода технические вопросы. Им не важно, как согласовывали, когда перечисляли средства на те или иные мероприятия. Гражданам важен результат, и не в отдаленном будущем, а сейчас.

Не все так гладко

Но пока, по словам руководителя Татпотребсоюза, в этом потребительская кооперация немного отстает от частников и прочих коммерческих структур. Если в сетевых магазинах все упаковано и разложено, то в магазинах потребительской кооперации такого пока нет. И это несмотря на то, что выпускают здесь экологически чистые натуральные продукты — натуральный лимонад, кондитерские изделия, колбасные изделия, которые кооператоры так и не научились делать из сои и добавок — производят все из чистейшего мяса, по старинке. «Люди нам доверяют, ждут наших продуктов, и мы тоже должны идти навстречу людям, — говорит Шаймарданов. — Сейчас занимаемся становлением бренда — все магазины как один, с едиными по стилю вывесками, все автолавки — яркие и заметные. И так во всем должно быть. Чтобы люди издалека видели. Все это — наши внутренние резервы. То же и по закупкам. Почему наш продавец не может быть заготовителем? Пусть не своими руками это делает, но может информировать — продавец же на селе все знает. Кто скотину заколол, кто гусей… вся эта информация сегодня дорогого стоит. Каждый наш магазин должен быть заготпунктом. Что по санитарным и ветеринарным нормам позволительно — надо собирать. А что нет — надо приглашать спецтранспорт. Это все нам надо наработать, превратить в схему».

Что дальше?

В Татарстане в 2020 году к автолавкам добавятся мобильные заготовительные пункты. Они будут курсировать по всем районам республики. Контроль графика их работы в каждом населенном пункте будет возложен на местные исполкомы.

Также продолжится работа по реконструкции пунктов общественного питания. Все объекты приведут в соответствие бренду. Более того, в 20-м году в Татарстане начнутся работы по организации единого оптово-распределительного центра. Это даст возможность выгодно закупать продукты сразу на всю республику, получая значительные скидки и равномернее распределяя товары для всех районов. То же касается и заготовки продуктов — централизованный пункт позволит более гибко регулировать прием сырья от населения.

2020 год станет и годом цифровизации потребительской кооперации на селе. Сегодня система цифрового учета уже работает в Тетюшском райпо. На очереди — Алексеевское. Затем, на основании их передового опыта такая система будет распространена на всю республику. «Есть у нас девиз «от поля до прилавка», — резюмирует Рашат Рифкатович. — Так вот это оно и есть: заготовил, переработал — на прилавок. И это должно стать не только девизом, это должно стать нашей сутью».